|
МЕЖДУНАРОДНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО
Внешная политика Кыргызстана
Для Кыргызстана внешняя политика является органическим
продолжением внутренней политики и отражает консолидированные интересы
многонационального, поликонфессионального народа республики и направлена
на обеспечение и защиту государственного суверенитета, формирования благоприятных
внешних условий для осуществления экономических и политических преобразований
демократической ориентации.
Обеспечение национальных интересов политическими и дипломатическими средствами
составляет основу внешней политики. В соответствии с этим выделяются следующие
приоритеты:
• обеспечение и защита суверенитета и территориальной целостности
• формирование благоприятных внешних условий для осуществления экономических
и демократических реформ
• защита прав, свобод и интересов граждан Кыргызстана
В осуществлении внешней политики, направленной на обеспечение национальных
интересов, стоят такие задачи, как:
• сохранение стабильности в стране в целях развития
• стабильность и безопасность в регионе
• развитие добрососедских отношений с сопредельными странами и углубление
интеграционных процессов в Центральной Азии
• содействие укреплению СНГ, реализации экономического и политического
потенциала Содружества
• укрепление дружественных связей с высокоразвитыми странами Запада и
Востока
• развитие сотрудничества с организациями системы ООН, ее специализированными
учреждениями, региональными международными организациями, финансовыми
и экономическими институтами
• укрепление сотрудничества с развивающимися странами и странами переходного
периода
Быстро меняющаяся обстановка в мире, и в регионе в частности, вызывает
необходимость выработки новых подходов, новой формулы внешнеполитической
стратегии для максимального обеспечения безопасности и национальных интересов
страны.
Основными вопросами здесь являются обеспечение безопасности и социально-экономического
развития Кыргызстана. В этом плане чрезвычайную актуальность представляют
различные аспекты проблем национальной и региональной безопасности, военно-политического
сотрудничества с заинтересованными странами и международными организациями
в свете противостояния терроризму, религиозному экстремизму и организованной
преступности. Должна быть продолжена работа по мобилизации внешних заимствований,
грантов, технической и гуманитарной помощи для реализации национальных
программ.
Особая роль в процессе укрепления безопасности и стабильности в регионе
отводится развитию сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества,
Организации Договора о коллективной безопасности, тесному сотрудничеству
стран Центральной Азии. Кыргызстан последователен в своей поддержке процессов
укрепления региональной интеграции, активно принимая участие в работе
других международных региональных организаций, таких как Организация «Центрально-азиатское
сотрудничество», Евразийской экономическое сообщество, Организация экономического
сотрудничества.
Вопрос делимитации государственной границы по всему периметру носит особый
характер и выделен в отдельное направление внешней политики. При этом
юридическое описание линии прохождения государственной границы не ограничено
определенными временными рамками и нуждается во внимательном отношении,
определении правовых основ ведения переговоров, основанных на нормах международного
права и мировой практике.
Внешнеполитическая деятельность Кыргызской Республики ориентирована на
активное развитие сотрудничества с государствами как европейского, так
и азиатского континентов на двустороннем и многостороннем уровнях. Приоритетными
направлениями сотрудничества КР являются страны СНГ, Европейского Союза,
Китай, Индия, Пакистан, Иран, Япония, Ю.Корея и Малайзия. Необходимо отметить
сложившийся высокий уровень политического диалога КР с этими странами.
На настоящем этапе основной задачей является расширение торгово-экономических
и культурно-гуманитарных связей.
Дипломатия южного региона Кыргызстана
Состояние отношений с сопредельными странами является
важнейшим фактором, определяющим безопасность в регионе и в стране, нормальное
функционирование экономики Кыргызстана.
Это обусловливает необходимость поддержания и развития со странами региона
дружественных отношений на основе взаимопонимания, взаимовыгодного сотрудничества
и нахождения баланса интересов.
Локализация очагов напряженности и принятие превентивных мер, направленных
на предотвращение их возникновения, является долгосрочной задачей. Для
ее решения могут быть использованы, прежде всего, двусторонние и региональные
механизмы, а также многосторонние структуры безопасности на региональном
и глобальном уровнях (СНГ, ОБСЕ, ОИК, ООН).
Кыргызско-китайские отношения
Отношения с Китайской Народной Республикой - важнейший
аспект внешней политики Кыргызстана. Приоритетное место Китая определяется
его возрастающим весом в мировых и региональных делах, значительным экономическим
и демографическим потенциалом, а также непосредственной близостью к Кыргызстану.
Развитие добрососедских отношений с этой страной является необходимым
компонентом обеспечения безопасности, важным условием развития коммуникаций
в южном и восточном направлениях, а также взаимовыгодного торгово-экономического
сотрудничества.
В целом, необходимо отметить динамическое развитие кыргызско-китайских
отношений, основанных на глубоком взаимном интересе, искренности и взаимопонимании.
За 15 лет с основания дипломатических отношений, Кыргызстан и Китай смогли
создать добрососедские, дружеские и доверительные отношения и наладить
взаимовыгодное сотрудничество в различных сферах – политике, экономике,
безопасности и культурно-гуманитарной сфере.
Кыргызско-таджикские отношения
Углубление отношений с Республикой Таджикистан является
одним из приоритетных направлений в Центрально-Азиатской внешней политике
Кыргызской Республики. Это предопределено многими, как объективными, так
и субъективными условиями.
В целом, кыргызско-таджикские межгосударственные отношения развиваются
успешно. Самая главная характеристика этих отношения - их стабильность
и предсказуемость. На сегодняшний день характерной чертой кыргызско-таджикских
отношений является доверительный и партнерский подход к решению существующих
вопросов.
Вместе с тем, проведенный анализ показывает, что у сторон имеются значительные
резервы и реальные возможности для углубления торгово-экономического сотрудничества,
расширения структуры товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности,
а также увеличения товарооборота.
Большие возможности у Кыргызстана и Таджикистана имеются в водно-энергетической
сфере. Имеются значительные резервы и возможности в вопросах сотрудничества
Кыргызстана и Таджикистана в области транспорта и коммуникаций. Это -
совместная эксплуатация и содержание автомобильных дорог, повышение эффективности
использования межгосударственных транспортных коридоров.
В условиях имеющегося высокого уровня политического диалога, Кыргызстан
придает особое значение решению вопросов, связанных с диверсификацией
экономического сотрудничества с Таджикистаном. Это сотрудничество развивается
с учетом взаимодополняемости двух экономик (существование технологической
взаимосвязи отдельных отраслей и производств, наличие общих подходов к
решению проблемных вопросов на региональном уровне), понимания схожести
ресурсных потенциалов (водно-энергетические ресурсы, транзитные возможности
двух стран, схожие природные условия и т.д.)
В целом, кыргызско-таджикское сотрудничество имеет позитивную динамику.
Вместе с тем, реалии сегодняшнего времени диктуют необходимость усиления
двусторонних связей, имеющих солидный потенциал для дальнейшего углубления
и расширения.
Кыргызско-узбекские отношения
По сообщению пресс-службы Президента КР, на встрече
главы государств обменялись мнениями о внутриполитической ситуации в Кыргызстане
и Узбекистане, о ситуации в регионе, обсудили вопросы двустороннего сотрудничества,
а также взаимодействия в рамках международных организаций, в частности
ОЦАС. Во время беседы Президент К.Бакиев отметил своевременность и позитивные
последствия оказанной Узбекистаном в марте текущего года гуманитарной
помощи Кыргызстану.
Главы двух государств подтвердили намерения развивать двустороннее сотрудничество,
направленное на поступательное развитие традиционно добрососедских и взаимовыгодных
отношений в духе Договора о вечной дружбе между Кыргызской Республикой
и Республикой Узбекистан от 24 декабря 1996 года. При этом была отмечена
необходимость наполнения кыргызско-узбекских отношений новым содержанием.
Президенты также договорились осуществить в ближайшем будущем взаимные
визиты глав правительств, а также контакты на уровне внешнеполитических
ведомств и других правительственных структур. Была отмечена необходимость
принятия совместных мер по стабилизации обстановки на участке кыргызско-узбекской
государственной границы.
Президенты К.Бакиев и И.Каримов договорились главное внимание уделять
расширению торгово-экономических отношений и отметили важность активизации
и проработки актуальных вопросов экономического взаимодействия в рамках
межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству между их
странами.
По итогам встречи главы государств выразили уверенность в том, что сотрудничество
между Кыргызстаном и Узбекистаном будет поступательно и плодотворно развиваться
во имя укрепления многовековой дружбы между братскими народами в духе
взаимопонимания и равноправного партнерства.
|
(с)
2008 гг.
|