|
*
Опубликовано в «Эхо Оша»
НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА
Вчера
дипломаты Кыргызстана отметили свой профессиональный праздник. История
министерства иностранных дел нашей страны начинается в 1944 году. Тогда
ведомство было в виде Народного Комиссариата иностранных дел. Сегодня
это министерство, которое объединяет в себе сильный дипломатический корпус,
сочетая профессиональный и житейский опыт представителей “старой гвардии”
и современные знания молодежи. За последние два года, Кыргызстан дважды
принимал у себя саммиты на высшем уровне. Это и Шанхайская организация
сотрудничества, и Содружество независимых государств. Работают дипломаты
и на юге Кыргызстана, где уже не первый год действует полномочное представительство
МИД КР. О его работе рассказывает полномочный представитель МИД КР по
югу Бактыбек ЮСУПОВ:
- Бактыбек Ажибекович, во-первых, с праздником вас. В нашей газете стало
доброй традицией в октябре особо уделять внимание вопросам внешней политики.
Чем запомнился вам этот год?
- Спасибо за поздравления. Как вы уже отметили, главным событием этого
года во внешней политике Кыргызстана стало его председательство в Содружестве
независимых государств. Председательство было сложным, требовалось принятие
непростых решений. Но наша страна со своей задачей справилась блестяще,
что и было подтверждено главами государств СНГ на совете в Бишкеке. Конечно
же, и работа наша была больше сориентирована на это направление, ведь
в целом Содружество имеет большое значение для стран в него входящих.
- О совете глав государств было уже сказано много. Давайте отойдем
от глобальных масштабов и перенесемся непосредственно к нашему южному
региону. Как идет процесс демаркации и делимитации государственных границ?
И каков сейчас порядок выезда в сопредельные страны?
- Разделим вопрос на две части. Межправительственные комиссии по демаркации
и делимитации границ проводят свои заседания в соответствии с утвержденными
графиками. Поэтому процесс идет и с Узбекистаном, и с Таджикистаном и
наши сотрудники в нем участвуют. Учитывая сложный, горный рельеф местности,
а также крайнюю перенаселенность со стороны Таджикистана, основными проблемами
становятся спорные участки земли, пригодные для обработки, и водопользование.
Такие же проблемы - у Кыргызстана с Узбекистаном, у Узбекистана с Таджикистаном.
Учитывая порой нашу необорудованность границ, нередко возникает непонимание
относительно того, где же находится то или иное строение - в одной стране
или уже в другой. Важно также отметить, что порой эта работа затягивается.
А как не вспомнить то, что хозяйствующие субъекты газовой отрасли Узбекистана
не подписывают акт приема-передачи по пяти газотехническим объектам.
Теперь о порядке выезда. Южный регион граничит с тремя странами: Узбекистаном,
Таджикистаном и Китаем. Поговорим по порядку о каждой в отдельности.
Кыргызстан и Узбекистан очень близки. Ведь зачастую по обе стороны границы
проживают родственники. Между нашими странами действует межправительственный
договор о безвизовом режиме для граждан, проживающих в приграничных районах.
Если человек отправляется в Узбекистан не более, чем на 60 дней, то оформлять
визу не нужно. А если срок пребывания дольше, то потребуется виза, которая
оформляется в соответствии с порядком, установленным законодательством.
Вот перечень документов граждан Кыргызской Республики для въезда, выезда,
транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории Республики
Узбекистан:
1. Дипломатический паспорт Кыргызской Республики.
2. Служебный паспорт Кыргызской Республики.
3. Паспорт гражданина Кыргызской Республики.
4. Общегражданский паспорт Кыргызской Республики.
5. Свидетельство о рождении (при наличии вкладыша с фотографией и данными
его владельца)
6. Свидетельство для возвращения в Кыргызскую Республику.
Важно подчеркнуть одну деталь. Граждане Кыргызской Республики – владельцы
паспортов образца 1994 года следуют через границу без обязательного наличия
заполненной загранстраницы. А те, кто имеет паспорт образца 2004 года
(пластиковая ID-карта) следуют через границу при наличии вкладыша для
проставления отметок о пересечении государственной границы (дата-штамп).
На основании вышеуказанного соглашения, граждане КР должны проходить регистрацию
в органах внутренних дел по месту нахождения в Республике Узбекистан в
пятидневный срок.
Стоит отметить, что такой же порядок аналогично относится и к гражданам
Республики Узбекистан, прибывших в Кыргызскую Республику.
Границу с Таджикистаном можно пересечь по тем же документам. Особо хочу
отметить, что в обоих случаях гражданам Кыргызстана следует пересекать
госграницу через специально отведенные контрольно-пропускные пункты.
С Китаем у нас действует визовый режим, а вот владельцы дипломатических
и служебных паспортов могут отправиться в Поднебесную без визы на срок
до 30 дней.
В случае нарушения прав граждан со стороны пограничников и таможенников
просим обращаться граждан в местные органы власти и к нам, в полномочное
представительство, расположенное в Оше по адресу: ул. Ленина, 221, в здании
Ошской облгосадминистрации. Наши телефоны: 5-55-46, 2-92-86, 5-74-97.
- Отдельная тема разговора - отношения с Российской Федерацией,
которая была и есть как один из главных стратегических партнеров Кыргызстана.
Именно в Россию стремятся многие наши граждане, желающие заработать. Не
секрет, что зачастую попадают в различные неприятные ситуации. Какая работа
ведется в этом направлении?
- Кыргызстан и Россию связывают давние исторические связи. Наши народы
всегда жили в мире и дружбе, и сегодняшние отношения - это продолжение
тех традиций. Трудовая миграция - это один из основных потоков перемещения
жителей. Зачастую причиной неприятностей становится незнание законов не
только страны пребывания, но и своей собственной. И здесь особую роль
в ликвидации правовой безграмотности приобретает информационная работа.
Зачастую, попав в какую-либо неприятную ситуацию, люди не знают куда обратиться.
В таких случаях надо обращаться в кыргызстанские диппредставительства.
Там ему помогут. В Россию можно отправиться с удостоверением личности
гражданина КР образца 2004 года (ID-пластиковая карточка); паспортом гражданина
КР образца 1994 года без заполненной загранстраницы; свидетельством о
рождении (для детей, не достигших возраста 16 лет) с указанием о принадлежности
к гражданству КР.
Аналогично гражданам России для поездок в Кыргызстан теперь можно использовать
не только загранпаспорт, но и внутренний паспорт гражданина РФ или свидетельство
о рождении (детям, не достигшим 14 лет) с указанием о принадлежности к
гражданству РФ. Однако, не секрет, что зачастую и среди сотрудников правоохранительных
органов немало тех, кто не слышал о подобных договорах. Поэтому лучше
бы оформить загранпаспорт образца 2004 года, который введен по требованию
Международной организации гражданской авиации. Тем более, что процедура
его оформления упрощена.
- Одним из наиболее животрепещущих аспектов является тема водопользования
ресурсами трансграничных рек. Есть ли подвижки в снятии остроты этих вопросов?
- В этом плане прорывным можно назвать встречу президентов пяти стран
Центральной Азии в Бишкеке 10 октября. Есть хорошая поговорка: «Не было
бы счастья, да несчастье помогло». Она характеризует отношения стран нашего
региона в водно-энергетической сфере. Никто не хотел идти на уступки и
в результате во всех странах начался кризис. Осознав это, лидеры стран
сели за круглый стол переговоров и нашли много точек соприкосновения.
Итогом этой и последующих встреч на уровне министерств стало договоренность
о взаимных поставках природного газа, топочного мазута, угля и электроэнергии
во время предстоящего осенне-зимнего периода 2008-2009 годов. Казахстан
обязался поставить Кыргызстану электроэнергии в объёме до 250 млн кВт-ч
в IV квартале 2008 года и I квартале 2009 года, а также принять меры по
своевременной поставке угля и топочного мазута на ТЭЦ Бишкека. Узбекская
сторона осуществит дополнительные поставки природного газа для тепловых
электростанций Кыргызстана в объёме дополнительных 150 млн куб.м в I квартале
2009 года. Стороны также согласовали объёмы попусков воды в целях ирригации
на 2009 год, эта цифра составила 5,25 млрд куб.м. Кроме того, кыргызская
сторона гарантирует объём воды в Токтогульском водохранилище на начало
вегетационного периода 2009 года не менее того объёма, который был в предыдущий
год.
Все это еще раз показывает, что проблемы надо решать сообща, на основе
международного права и на взаимовыгодных условиях.
- Этот год был непростым для региона. Стихия не раз напоминала
о себе. И одними из тех, кто протянул руку помощи пострадавшим были дипломаты.
- Может кто-то скажет, что это не совсем сфера деятельности для дипломатов
– заниматься социальными вопросами. Но мы ведь люди, и как люди не можем
остаться в стороне от чужой беды. Сразу же после ударов стихии мы связывались
с нашими посольствами в разных странах мира, говоря о необходимости привлекать
помощь в регион. Но отмечу и другое направление.
Весной-летом этого года мы с генеральным консулом России в Оше посетили
школу-интернат им. М. Разакова в Мирза-Аки Узгенского района, с главой
местного бюро ОБСЕ – детский дом в Майлу-Суу, посещали Уч-Курганский детский
дом, куда привозили помощь. Считаю, что работа в этом направлении должна
быть продолжена, а потому и выступил с предложением взять шефство над
тем или иным детским домом или домом престарелых.
- Насколько знаю, предложение нашло поддержку. И это радует. Проблемы
трансграничья, сезонная трудовая миграция, торговые связи - все это далеко
не полный перечень проблем региона. Как отмечают эксперты, сюда можно
добавить и активизацию деятельности религиозно-экстремистских организаций,
различных радикально настроенных оппозиционных сил Узбекистана, вытесненных
в кыргызстанское приграничье, активизацию наркотрафика из Афганистана
через Таджикистан в Кыргызстан и далее, в Казахстан и Россию, контрабанду
промышленного сырья, металла, незаконный выпас скота, проблему анклавов
и многое другое. Со всем этим приходится иметь дело кыргызским дипломатам.
Справляетесь ли?
- Стараемся. Но есть некоторые аспекты. Если говорить о проблеме миграции,
то не лишне вспомнить российский, да и мировой позитивный опыт, когда
все миграционные службы находятся в ведении МВД и пограничных служб, то
есть тех органов, которые обладают достаточными возможностями анализа
и контроля миграционных потоков. Может быть есть смысл упразднить ГКМЗ
и передать его функции МВД и Министерству труда и социальной защиты для
усиления эффективности и отдачи их работы? Вопросы, требующие детального
изучения со стороны правительства и Жогорку Кенеша страны.
Говоря о еще одной перспективной сфере - туризме, нельзя не отметить,
что иностранцы, которые хотят посетить Джалал-Абадскую или Баткенскую
области, вынуждены за решением консульских, визовых и иных вопросов ездить
в Ош, потому что, например, в Баткене нет консульского пункта полпредства
МИД КР. В Джалал-Абадской области функцию дипломата выполняет сотрудник
областной госадминистрации, а двойное подчинение никогда пользы не приносило.
И требования-то ведь небольшие: ввести в штат полпредства МИДа КР две
штатные единицы - одну для Джалал-Абадской, другую для Баткенской области.
И присутствие дипломатов на местах улучшит эффективность всей работы.
И тогда будет выполнен Указ президента КР об усилении координирующей роли
МИД в проведении единой внешней политики КР, в котором определены четкие
задачи полпредства внешнеполитического ведомства на юге страны.
К слову, возвращаясь к российскому опыту. Представительства в федеральных
округах России возглавляются послами по особым поручениям, которые являются
опытными сотрудниками МИД России, что позволяет эффективно и быстро анализировать
и отслеживать ситуацию, держа руку на пульсе событий региона.
- Каковы перспективы работы полпредства?
- На недавно прошедшем круглом столе в МИДе особое внимание было уделено
так называемой экономической дипломатии. Ведь инвестиционная составляющая
- не только основной механизм развития экономики, но и важное звено в
международных торговых отношениях. В связи с этим МИД Кыргызстана определил
несколько приоритетных направлений экономической дипломатии. В их числе
«создание благоприятных институциональных внешних условий для развития
республики», «привлечение новейших технологий и инвестиций в КР», «развитие
торгово-экономического сотрудничества с другими странами», «пропаганда
КР как страны туризма» и «защита прав и интересов граждан республики за
рубежом». В этом направлении также будем работать, не отходя и от тех
направлений, которые уже есть, ведь наша задача – защита интересов Кыргызстана
и его граждан.
Вопросы задавал
А. Евграфов |
(с)
2008 гг.
|