КЫРГ ENG

Консульские услуги

* Опубликовано в «Эхо Оша»

НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА

Бактыбек ЮсуповВчера дипломаты Кыргызстана отметили свой профессиональный праздник. История министерства иностранных дел нашей страны начинается в 1944 году. Тогда ведомство было в виде Народного Комиссариата иностранных дел. Сегодня это министерство, которое объединяет в себе сильный дипломатический корпус, сочетая профессиональный и житейский опыт представителей “старой гвардии” и современные знания молодежи. За последние два года, Кыргызстан дважды принимал у себя саммиты на высшем уровне. Это и Шанхайская организация сотрудничества, и Содружество независимых государств. Работают дипломаты и на юге Кыргызстана, где уже не первый год действует полномочное представительство МИД КР. О его работе рассказывает полномочный представитель МИД КР по югу Бактыбек ЮСУПОВ:
- Бактыбек Ажибекович, во-первых, с праздником вас. В нашей газете стало доброй традицией в октябре особо уделять внимание вопросам внешней политики. Чем запомнился вам этот год?

- Спасибо за поздравления. Как вы уже отметили, главным событием этого года во внешней политике Кыргызстана стало его председательство в Содружестве независимых государств. Председательство было сложным, требовалось принятие непростых решений. Но наша страна со своей задачей справилась блестяще, что и было подтверждено главами государств СНГ на совете в Бишкеке. Конечно же, и работа наша была больше сориентирована на это направление, ведь в целом Содружество имеет большое значение для стран в него входящих.
- О совете глав государств было уже сказано много. Давайте отойдем от глобальных масштабов и перенесемся непосредственно к нашему южному региону. Как идет процесс демаркации и делимитации государственных границ? И каков сейчас порядок выезда в сопредельные страны?
- Разделим вопрос на две части. Межправительственные комиссии по демаркации и делимитации границ проводят свои заседания в соответствии с утвержденными графиками. Поэтому процесс идет и с Узбекистаном, и с Таджикистаном и наши сотрудники в нем участвуют. Учитывая сложный, горный рельеф местности, а также крайнюю перенаселенность со стороны Таджикистана, основными проблемами становятся спорные участки земли, пригодные для обработки, и водопользование. Такие же проблемы - у Кыргызстана с Узбекистаном, у Узбекистана с Таджикистаном. Учитывая порой нашу необорудованность границ, нередко возникает непонимание относительно того, где же находится то или иное строение - в одной стране или уже в другой. Важно также отметить, что порой эта работа затягивается. А как не вспомнить то, что хозяйствующие субъекты газовой отрасли Узбекистана не подписывают акт приема-передачи по пяти газотехническим объектам.
Теперь о порядке выезда. Южный регион граничит с тремя странами: Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем. Поговорим по порядку о каждой в отдельности.
Кыргызстан и Узбекистан очень близки. Ведь зачастую по обе стороны границы проживают родственники. Между нашими странами действует межправительственный договор о безвизовом режиме для граждан, проживающих в приграничных районах. Если человек отправляется в Узбекистан не более, чем на 60 дней, то оформлять визу не нужно. А если срок пребывания дольше, то потребуется виза, которая оформляется в соответствии с порядком, установленным законодательством. Вот перечень документов граждан Кыргызской Республики для въезда, выезда, транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории Республики Узбекистан:
1. Дипломатический паспорт Кыргызской Республики.
2. Служебный паспорт Кыргызской Республики.
3. Паспорт гражданина Кыргызской Республики.
4. Общегражданский паспорт Кыргызской Республики.
5. Свидетельство о рождении (при наличии вкладыша с фотографией и данными его владельца)
6. Свидетельство для возвращения в Кыргызскую Республику.
Важно подчеркнуть одну деталь. Граждане Кыргызской Республики – владельцы паспортов образца 1994 года следуют через границу без обязательного наличия заполненной загранстраницы. А те, кто имеет паспорт образца 2004 года (пластиковая ID-карта) следуют через границу при наличии вкладыша для проставления отметок о пересечении государственной границы (дата-штамп). На основании вышеуказанного соглашения, граждане КР должны проходить регистрацию в органах внутренних дел по месту нахождения в Республике Узбекистан в пятидневный срок.
Стоит отметить, что такой же порядок аналогично относится и к гражданам Республики Узбекистан, прибывших в Кыргызскую Республику.
Границу с Таджикистаном можно пересечь по тем же документам. Особо хочу отметить, что в обоих случаях гражданам Кыргызстана следует пересекать госграницу через специально отведенные контрольно-пропускные пункты.
С Китаем у нас действует визовый режим, а вот владельцы дипломатических и служебных паспортов могут отправиться в Поднебесную без визы на срок до 30 дней.
В случае нарушения прав граждан со стороны пограничников и таможенников просим обращаться граждан в местные органы власти и к нам, в полномочное представительство, расположенное в Оше по адресу: ул. Ленина, 221, в здании Ошской облгосадминистрации. Наши телефоны: 5-55-46, 2-92-86, 5-74-97.
- Отдельная тема разговора - отношения с Российской Федерацией, которая была и есть как один из главных стратегических партнеров Кыргызстана. Именно в Россию стремятся многие наши граждане, желающие заработать. Не секрет, что зачастую попадают в различные неприятные ситуации. Какая работа ведется в этом направлении?
- Кыргызстан и Россию связывают давние исторические связи. Наши народы всегда жили в мире и дружбе, и сегодняшние отношения - это продолжение тех традиций. Трудовая миграция - это один из основных потоков перемещения жителей. Зачастую причиной неприятностей становится незнание законов не только страны пребывания, но и своей собственной. И здесь особую роль в ликвидации правовой безграмотности приобретает информационная работа. Зачастую, попав в какую-либо неприятную ситуацию, люди не знают куда обратиться. В таких случаях надо обращаться в кыргызстанские диппредставительства. Там ему помогут. В Россию можно отправиться с удостоверением личности гражданина КР образца 2004 года (ID-пластиковая карточка); паспортом гражданина КР образца 1994 года без заполненной загранстраницы; свидетельством о рождении (для детей, не достигших возраста 16 лет) с указанием о принадлежности к гражданству КР.
Аналогично гражданам России для поездок в Кыргызстан теперь можно использовать не только загранпаспорт, но и внутренний паспорт гражданина РФ или свидетельство о рождении (детям, не достигшим 14 лет) с указанием о принадлежности к гражданству РФ. Однако, не секрет, что зачастую и среди сотрудников правоохранительных органов немало тех, кто не слышал о подобных договорах. Поэтому лучше бы оформить загранпаспорт образца 2004 года, который введен по требованию Международной организации гражданской авиации. Тем более, что процедура его оформления упрощена.
- Одним из наиболее животрепещущих аспектов является тема водопользования ресурсами трансграничных рек. Есть ли подвижки в снятии остроты этих вопросов?
- В этом плане прорывным можно назвать встречу президентов пяти стран Центральной Азии в Бишкеке 10 октября. Есть хорошая поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Она характеризует отношения стран нашего региона в водно-энергетической сфере. Никто не хотел идти на уступки и в результате во всех странах начался кризис. Осознав это, лидеры стран сели за круглый стол переговоров и нашли много точек соприкосновения. Итогом этой и последующих встреч на уровне министерств стало договоренность о взаимных поставках природного газа, топочного мазута, угля и электроэнергии во время предстоящего осенне-зимнего периода 2008-2009 годов. Казахстан обязался поставить Кыргызстану электроэнергии в объёме до 250 млн кВт-ч в IV квартале 2008 года и I квартале 2009 года, а также принять меры по своевременной поставке угля и топочного мазута на ТЭЦ Бишкека. Узбекская сторона осуществит дополнительные поставки природного газа для тепловых электростанций Кыргызстана в объёме дополнительных 150 млн куб.м в I квартале 2009 года. Стороны также согласовали объёмы попусков воды в целях ирригации на 2009 год, эта цифра составила 5,25 млрд куб.м. Кроме того, кыргызская сторона гарантирует объём воды в Токтогульском водохранилище на начало вегетационного периода 2009 года не менее того объёма, который был в предыдущий год.
Все это еще раз показывает, что проблемы надо решать сообща, на основе международного права и на взаимовыгодных условиях.
- Этот год был непростым для региона. Стихия не раз напоминала о себе. И одними из тех, кто протянул руку помощи пострадавшим были дипломаты.
- Может кто-то скажет, что это не совсем сфера деятельности для дипломатов – заниматься социальными вопросами. Но мы ведь люди, и как люди не можем остаться в стороне от чужой беды. Сразу же после ударов стихии мы связывались с нашими посольствами в разных странах мира, говоря о необходимости привлекать помощь в регион. Но отмечу и другое направление.
Весной-летом этого года мы с генеральным консулом России в Оше посетили школу-интернат им. М. Разакова в Мирза-Аки Узгенского района, с главой местного бюро ОБСЕ – детский дом в Майлу-Суу, посещали Уч-Курганский детский дом, куда привозили помощь. Считаю, что работа в этом направлении должна быть продолжена, а потому и выступил с предложением взять шефство над тем или иным детским домом или домом престарелых.
- Насколько знаю, предложение нашло поддержку. И это радует. Проблемы трансграничья, сезонная трудовая миграция, торговые связи - все это далеко не полный перечень проблем региона. Как отмечают эксперты, сюда можно добавить и активизацию деятельности религиозно-экстремистских организаций, различных радикально настроенных оппозиционных сил Узбекистана, вытесненных в кыргызстанское приграничье, активизацию наркотрафика из Афганистана через Таджикистан в Кыргызстан и далее, в Казахстан и Россию, контрабанду промышленного сырья, металла, незаконный выпас скота, проблему анклавов и многое другое. Со всем этим приходится иметь дело кыргызским дипломатам. Справляетесь ли?
- Стараемся. Но есть некоторые аспекты. Если говорить о проблеме миграции, то не лишне вспомнить российский, да и мировой позитивный опыт, когда все миграционные службы находятся в ведении МВД и пограничных служб, то есть тех органов, которые обладают достаточными возможностями анализа и контроля миграционных потоков. Может быть есть смысл упразднить ГКМЗ и передать его функции МВД и Министерству труда и социальной защиты для усиления эффективности и отдачи их работы? Вопросы, требующие детального изучения со стороны правительства и Жогорку Кенеша страны.
Говоря о еще одной перспективной сфере - туризме, нельзя не отметить, что иностранцы, которые хотят посетить Джалал-Абадскую или Баткенскую области, вынуждены за решением консульских, визовых и иных вопросов ездить в Ош, потому что, например, в Баткене нет консульского пункта полпредства МИД КР. В Джалал-Абадской области функцию дипломата выполняет сотрудник областной госадминистрации, а двойное подчинение никогда пользы не приносило.
И требования-то ведь небольшие: ввести в штат полпредства МИДа КР две штатные единицы - одну для Джалал-Абадской, другую для Баткенской области. И присутствие дипломатов на местах улучшит эффективность всей работы. И тогда будет выполнен Указ президента КР об усилении координирующей роли МИД в проведении единой внешней политики КР, в котором определены четкие задачи полпредства внешнеполитического ведомства на юге страны.
К слову, возвращаясь к российскому опыту. Представительства в федеральных округах России возглавляются послами по особым поручениям, которые являются опытными сотрудниками МИД России, что позволяет эффективно и быстро анализировать и отслеживать ситуацию, держа руку на пульсе событий региона.
- Каковы перспективы работы полпредства?
- На недавно прошедшем круглом столе в МИДе особое внимание было уделено так называемой экономической дипломатии. Ведь инвестиционная составляющая - не только основной механизм развития экономики, но и важное звено в международных торговых отношениях. В связи с этим МИД Кыргызстана определил несколько приоритетных направлений экономической дипломатии. В их числе «создание благоприятных институциональных внешних условий для развития республики», «привлечение новейших технологий и инвестиций в КР», «развитие торгово-экономического сотрудничества с другими странами», «пропаганда КР как страны туризма» и «защита прав и интересов граждан республики за рубежом». В этом направлении также будем работать, не отходя и от тех направлений, которые уже есть, ведь наша задача – защита интересов Кыргызстана и его граждан.

Вопросы задавал
А. Евграфов

Министерство иностранных дел Кыргызской Республики

Кыргыздипсервис

(с) 2008 гг.

Hosted by uCoz