РУС ENG

Консулдук кызмат

Опубликовано в "Эхо Оша" № 83 от 18 октября 2008 г.

СНГ ПЕРЕШЛО К СЕТЕВОМУ ПАРТНЕРСТВУ

10 октября Кыргызстан, как страна-председатель Содружества независимых государств, принимала Совет глав государств СНГ и Межгосударственный совет организации Евразийского экономического сотрудничества. О том, каким был этот год для всего Содружества, о прогнозах и перспективах двух организаций в интервью рассказал министр иностранных дел Кыргызской Республики Эднан Карабаев.
- Эднан Осконович, так сложилось, что год кыргызского председательства в СНГ стал проверкой на прочность для всего Содружества. Каковы итоги этого года для крупнейшей организации постсоветского пространства?

- Вы правы, это был год сложных политических решений. И главным итогом стало то, что СНГ прошло проверку на прочность. Содружество доказало свою жизнеспособность, умение консолидированно работать. Ведь в принятии решений сам процесс выработки единой позиции порой имеет большее значение, чем результат.
При этом СНГ целенаправленно работало над реализацией принятых решений и программ. Была проведена инвентаризация договорной базы, разработаны и внесены на предстоящее заседание глав государств новые нормативные акты, в частности, в сфере безопасности. Поскольку в этом году ключевой темой взаимодействия стали транспортные коммуникации, по инициативе Кыргызстана были разработаны Приоритетные направления сотрудничества в сфере транспорта до 2020 года. И, конечно, знаковым документом можно назвать подготовленную Стратегию экономического сотрудничества СНГ до 2020 года, работа над которой продолжится и дальше.
- Данная Стратегия станет одним из главных вопросов, рассматриваемых на Совете глав государств. На ваш взгляд, насколько жизнеспособно СНГ после того, как о выходе из него заявила Грузия, отстранилась от принятия решений Украина, а президент Казахстана и вовсе назвал СНГ аморфной структурой? Проживет ли СНГ до 2020 года?
- Давайте вернемся на 17 лет назад, когда создавалось СНГ. Тогда главной задачей было максимально избежать последствий, сопровождающих развал огромной империи. В первую очередь это касалось общественного сознания, которое не воспринимало идею отдельного общежития. Но время доказало способность суверенных государств к устойчивому развитию. Посмотрите на экономические показатели Содружества – в разной степени, но растет ВВП, расширяются экономические отношения. Мы научились управлять своей свободой, а еще нести ответственность за сделанный выбор.
Это же относится и к СНГ – найти баланс между национальными интересами и корпоративными. Если кто-то считает, что его национальные интересы лежат за пределами Содружества независимых государств, это его выбор. Но Содружество – это ведь еще и Договор о коллективной безопасности, и ЕврАзЭС, и единое социальное пространство, включая вопросы миграции, образования, транспортную сферу. Большое значение имеет сотрудничество на уровне отраслевых министерств и ведомств. Так что у нас есть потенциал не просто прожить до 2020 года, а успешно развиваться.
- Что требуется изменить в структуре Содружества, чтобы сделать его эффективней?
- Работа по совершенствованию СНГ уже началась. Проведена инвентаризация договоров, многие из которых были заключены на заре суверенитета и сегодня утратили силу. Многое сделано для выработки внутренних правил работы в рамках Совета глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, экономического совета. Эффективным оказалось определение ключевой темы сотрудничества на каждый год. Это помогает концентрировать совместные усилия.
Сегодня необходимо начать выполнение ранее принятых договоренностей, в том числе по созданию единого экономического, таможенного, банковского пространства. В свое время центробежные процессы и необходимость внутреннего государственного строительства каждого участника СНГ отодвинули реализацию этих соглашений. Принятая недавно Концепция развития СНГ позволяет вернуться к этим вопросам.
- Какой, на ваш взгляд, должна быть Концепция дальнейшего развития СНГ? И на какие проблемы стоит пристально обратить внимание: транспортные коммуникации, трудовая миграция?
- Концепция уже была утверждена главами государств-участников Содружества. К ней разработали план реализации, который начал осуществляться с этого года. Документ предполагает комплексный подход, не выделяя отдельно взятое направление. При этом эволюционно СНГ пришло к сетевому партнерству, которое исходит из принципа заинтересованных сторон.
К примеру, строительство железной дороги важно для двух или трех государств, остальные страны в нем не участвуют, но сам проект рассматривается как часть единого транспортного пространства Содружества независимых государств. Этот же принцип заложен в Концепцию – участие в рамках решения национальных задач. Развитые суверенные государства – основа роста Содружества в целом.
- Говоря о позиции СНГ, нельзя не упомянуть о главной теме двух последних месяцев. 8 октября исполнилось два месяца со дня начала боевых действий на Кавказе. Появилась ли за это время единая позиция СНГ по данному вопросу?
- Если вы помните, сразу после начала боевых действий президент Кыргызской Республики, как председатель Совета глав государств СНГ, поручил МИДу Кыргызстана провести консультации со всеми внешнеполитическими ведомствами Содружества по выработке единой позиции. Эти консультации прошли в Минске, а также в ряде других международных организаций, включая ООН и ОБСЕ. После общего согласования было опубликовано заявление Парламентской Ассамблеи СНГ.
В рамках ОДКБ, опять же в председательство Кыргызстана, была выработана единая позиция. После этого на саммите ОДКБ президенты приняли декларацию, в которой государства-участники Организации поддержали Россию и выступили за обеспечение безопасности Абхазии и Южной Осетии. Конечно, такие решения не принимаются в спешке, потребовалось время для выработки именно консолидированной позиции. Поспешили медленно и сохранили единство в обеспечении безопасности пространства СНГ.
- Каковы перспективы развития ЕврАзЭС и присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу?
- Сегодня Евразийское экономическое сообщество – это перспективная и динамично развивающаяся организация, которая уделяет самое пристальное внимание развитию энергетического и сельскохозяйственного комплексов, транспортной и миграционной сферам. При этом ЕврАзЭС активно сотрудничает с другими межгосударственными объединениями постсоветского пространства. К примеру, с ОДКБ по формированию единого банка данных мигрантов. Не менее актуально и создание Таможенного союза с едиными таможенными тарифами и единой таможенной территорией.
В отношении присоединения Кыргызстана к данному союзу следует учитывать, что наша республика является членом Всемирной Торговой Организации. И сегодня мы активно работаем над повышением уровня своего членства в ВТО. Соответственно, встает вопрос о гармонизации договорной базы. Но это не мешает нам оставаться активным участником ЕврАзЭС.
- 9 октября состоялся официальный визит президента России Дмитрия Медведева в Кыргызскую Республику. Что было в рамках этого визита, и как будет развиваться российско-киргизское сотрудничество?
- Сотрудничество между Кыргызстаном и Россией всегда было ориентировано на развитие. Прошедший визит не является исключением. Мы подписали ряд соглашений, в том числе и в сфере электроэнергетики, торговли, таможенных отношений. Конечно, приоритетным стало совместное заявление двух президентов, в котором нашло отражение единство наших позиций по международным вопросам и приоритеты сотрудничества на перспективу.
Также была поднята тема реализации уже достигнутых договоренностей. Все-таки Россия – крупнейший торгово-экономический партнер Кыргызстана на пространстве СНГ. У нас работают две межправительственные комиссии, расширяются межрегиональные связи. Так что для развития у нас есть все необходимое – политическая воля и механизмы для ее реализации.

Александр Евграфов.

Министерство иностранных дел Кыргызской Республики

Кыргыздипсервис

(с) 2008 гг.

Hosted by uCoz