KYRG RUS

Consular service

Концепция внешней политики КР

Утверждена
Указом Президента Кыргызской Республики
от 10 января 2007 года УП N2

КОНЦЕПЦИЯ
внешней политики Кыргызской Республики

Концепция внешней политики Кыргызской Республики (далее Концепция) является основополагающим политическим документом, в котором отражена система взглядов на содержание и основные приоритеты внешнеполитической деятельности Кыргызстана, методологию ее реализации в новых условиях.
Принятие настоящей Концепции продиктовано целесообразностью ускорения происходящих преобразований в стране после революционных событий 24 марта 2005 года, динамикой международных и интеграционных тенденций, глобализацией и регионализацией общемировых процессов, а также необходимостью поиска новых адекватных возможностей развития и противодействия угрозам.
Изменения, произошедшие в республике, привели к необходимости формирования внешней политики, которая отражала бы интересы и ответственность всех сторон: государства, его органов управления на всех уровнях, органов местного самоуправления, предпринимателей, гражданского общества, способствовала бы обеспечению их максимального вклада в ее эффективную реализацию. В этой области государственной деятельности важным элементом представляется прагматизм и он должен быть направлен, прежде всего, на решение задач достижения устойчивого развития государства.
В качестве основы Концепции признается необходимость укрепления региональных позиций, повышения конкурентоспособности на международной арене, укрепления привлекательного имиджа республики, закрепления международного признания Кыргызстана как страны, идущей по пути позитивных реформ.
Концепция выделяет следующие основные приоритеты:
1. Укрепление национальной безопасности внешнеполитическими методами.
2. Формирование благоприятных внешних условий для реализации национальных приоритетов развития.
3. Укрепление положительного международного имиджа Кыргызстана.
4. Формирование эффективной системы внешнеполитической деятельности во главе с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики и в партнерстве с другими заинтересованными ведомствами и институтами гражданского общества.
I. Пространство внешней политики Кыргызской Республики
Кыргызская Республика выстраивает собственный международный курс в зависимости от изменений и тенденций в окружающем мире, исходя из своего потенциала и роли в мировых процессах. В то же время, образ Кыргызской Республики в плане готовности соблюдения всех ранее достигнутых договоренностей и обязательств во всех форматах сотрудничества должен ассоциироваться с надежностью и стабильностью.
Внешнеполитическая активность сосредоточена в следующих кругах взаимодействия: региональном, континентальном и глобальном.
1. Региональный
Общие границы с Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан исторически обусловили тесные политические, социально-экономические и культурно-гуманитарные связи. Формирование дружественного окружения и укрепление добрососедства на принципах уважения суверенитета, территориальной целостности и общей безопасности имеет ключевое значение во внешнеполитической деятельности Кыргызстана.
Республика привержена идее интеграции, создание дружественного окружения и укрепление традиционного добрососедства носит ключевой характер во внешнеполитической деятельности Кыргызстана в отношении соседних государств. Совокупность государств региона рассматривается как значимый компонент в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества и Шанхайской организации сотрудничества.
Внешнеполитические ресурсы Кыргызстана сосредоточены на жизненно важных для государства областях. Кыргызстан в тесном союзе с соседними братскими республиками противостоит глобальным вызовам, возникающим в современном динамично меняющемся мире, придавая важное значение обеспечению коллективной безопасности региона, прежде всего в партнерстве с Российской Федерацией и соседними государствами.
Договорно-правовое пространство, созданное в отношениях с Республикой Казахстан, Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан, заложило позитивную основу сотрудничества с ними.
Углубление доверительности с динамично развивающимся Казахстаном является важным условием для развития и укрепления позиций Кыргызстана в регионе.
Соседство Кыргызстана с Китайской Народной Республикой создает благоприятные условия для широкомасштабного сотрудничества в наиболее выгодных областях развития, диверсификации и модернизации транспортной инфраструктуры и преодоления изолированности от внешнего мира. Китай, обладая большой демографической массой, существенным политическим, военным и экономическим потенциалом, имеет достаточное влияние в регионе.
Центральная Евразия рассматривается в качестве связующего моста трансконтинентального сотрудничества между динамично развивающимися центрами: Европейским Союзом и Юго-Восточной Азией.
2. Континентальный (Евразийский)
Внешняя политика Кыргызстана направлена на выработку мер доверия в структуре многопланового и взаимовыгодного сотрудничества с основными центрами международной политики континента: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, Федеративная Республика Германия, Япония, Республика Индия и Турецкая Республика.
Сотрудничество с Российской Федерацией направлено на укрепление стратегического партнерства, и рассматривается как одно из важных условий мирного и перспективного развития республики и реализации долгосрочных интересов Кыргызстана в военно-политическом взаимодействии, в области экономики, энергетической, транспортно-коммуникационной и социальной сфере. Весомый авторитет Российской Федерации на международной арене, ее прагматичная и принципиальная внешняя политика является существенной опорой в области взаимодействия во внешнеполитическом направлении, что предполагает поднять на новый уровень двустороннее сотрудничество в сфере обеспечения безопасности и политического партнерства.
Кыргызстан намерен продолжать активное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки в борьбе с международным терроризмом, а также расширять торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество.
Продвижение связей с Европейским Союзом, особенно с Федеративной Республикой Германия как ведущим партнером и донором, остается выгодным направлением внешней политики страны.
Возрастающая активность Японии в региональных делах выводит ее в число наиболее влиятельных партнеров республики.
Кыргызстан активно взаимодействует в рамках авторитетных международных и региональных организаций, таких как Организация Договора о коллективной безопасности, Содружество Независимых Государств, Евразийское экономическое сообщество, Шанхайская организация сотрудничества, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация экономического сотрудничества и Организация исламская конференция.
В интересах Кыргызстана приумножение единого гуманитарного, научно-технического и образовательно-культурного пространства со странами Содружества Независимых Государств.
Задачи повышения потенциала безопасности Кыргызстана предопределяют активизацию ее участия в Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества.
Важную роль играет развитие интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического сообщества.
Взаимодействие с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе осуществляется в области обеспечения безопасности, решения экологических проблем и устойчивого экономического развития, соблюдения прав человека, демократии в рамках целевых программ и проектов.
3. Глобальный
В условиях глобализации ведущие международные организации и страны-лидеры приобретают все большее значение. Внешняя политика Кыргызстана направлена на укрепление доверия в международном сообществе и максимальном использовании возможностей глобализации.
Ключевым инструментом решения проблем глобального мира и международной безопасности является коллективная воля Организации Объединенных Наций. В целях усиления консолидирующей роли Организации, адаптации ее деятельности к реалиям 21 века Кыргызская Республика поддерживает идею реформирования ее системы, включая Совет безопасности, при неуклонном соблюдении основополагающих принципов Устава Организации Объединенных Наций.
Важнейшими приоритетами своей внешней политики в рамках Организации Объединенных Наций Кыргызстан считает сферу разоружения и усиления режима нераспространения оружия массового поражения, Зону, свободную от ядерного оружия в регионе, борьбы с терроризмом, наркотрафиком, торговлей людьми и участие в операциях по поддержанию мира, приобщение к опыту устойчивого развития.
Эффективное использование Кыргызстаном возможностей, заложенных в "Повестке дня на 21 век", "Декларации Тысячелетия", Программе Организации Объединенных Наций "Международное горное партнерство" и других, содействует поиску путей снижения бремени внешней задолженности и решению проблем экономического развития и экологической безопасности.
Кыргызстан намерен продолжать курс на сближение со странами "Большой восьмерки" и участие в реализации двусторонних и многосторонних экономических проектов.
Обеспечение эффективного развития Кыргызстана обусловлено необходимостью проведения наступательного курса в сотрудничестве с международными и региональными финансовыми институтами: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития.
Кыргызстан придает большое значение возможностям, заложенным в транснациональных корпорациях (ТНК) и международных неправительственных организациях (НПО).
Процессы глобализации и регионализации в мире объективно ведут к усилению приоритета развития и безопасности за счет атрибутов суверенитета и государственности.

II. Принципы внешней политики Кыргызстана

Кыргызстан осуществляет внешнюю политику в соответствии с Конституцией Кыргызской Республикой, общепризнанными принципами и нормами международного права. Международные договоры Кыргызской Республики являются частью ее законодательства.
Внутриконтинентальное расположение, сохраняющиеся потенциальные очаги терроризма, религиозного экстремизма и напряженности в регионе, а также высокая степень зависимости от внешних источников энергоресурсов свидетельствуют об уязвимости Кыргызстана и вытекающей из этого неоднозначности внешнеполитических проблем.
Кыргызстан, как развивающаяся страна, продолжает находиться на переходной стадии своего развития. Удаленность центров политической активности от Кыргызстана и внутренняя изолированность обуславливают необходимость привлечения дополнительных ресурсов в решении задач внешней политики.
Кыргызстан руководствуется приоритетом национальных интересов во внешней политике. Вместе с тем не исключается возможность делегирования части полномочий наднациональным органам в рамках осознанно выбранного интеграционного процесса.
При формировании нового миропорядка, основанного на механизмах коллективного решения ключевых проблем и верховенстве права, Кыргызстан стремится к "демонополизации" внешнеполитических приоритетов, диверсификации связей с партнерами, равноудаленности или равноприближенности к глобальным политическим странам-лидерам.
Стремясь полноценно участвовать в приоритетных международных организациях, Кыргызская Республика проводит многовекторную, сбалансированную и прагматичную внешнюю политику, исходя из реальных внутренних ресурсов и возможностей, используя потенциал внешних ресурсов (гражданское общество, возможности других стран, транснациональных корпораций, неправительственных организаций, средств массовой информации и т.д.), и стремится возвести национальные интересы Кыргызстана в часть интересов мирового и регионального сообществ.

III. Приоритеты внешней политики

1. Национальная безопасность
Национальная безопасность Кыргызской Республики обеспечивается не только силовыми ведомствами. Важнейшей задачей в современных условиях, где стоит необходимость совместного противостояния возникающим глобальным вызовам, является активное использование дипломатических усилий по обеспечению безопасности Кыргызской Республики.
Важным компонентом в этом процессе является завершение юридического оформления делимитации и демаркации государственной границы с Республикой Казахстан, Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан.
Кыргызская Республика стремится к поддержанию и развитию со странами региона дружественных отношений на основе взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества. Сотрудничество с Российской Федерацией, организациями Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества, определяющими безопасность в регионе и в стране, должно быть нацелено также и на поступательное экономическое развитие, интеграцию в континентальную и мировую инфраструктуру.
Расположение военных баз Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки на территории страны создает уникальные геостратегические возможности. Это обстоятельство выдвигает перед системой внешней политики республики особую ответственность.
Кыргызстан видит значительные возможности обеспечения своего развития и безопасности в укреплении и расширении сотрудничества со странами Антитеррористической коалиции.
Интеграция в рамках евразийского пространства предусматривает делегирование определенных полномочий наднациональным структурам по обеспечению безопасности и экономического развития.
2. Обеспечение национальных приоритетов развития
Создание благоприятной международно-правовой базы для деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности, защита их интересов и содействие в расширении экспорта, а также экономических и инвестиционных условий в соответствии с международными стандартами является одной из основ внешнеэкономической политики.
Содействие привлечению иностранных инвестиций, интеграции Кыргызской Республики в региональные и мировые экономические связи, а также обеспечение национальной безопасности являются важнейшими направлениями внешней политики.
Долгосрочным интересам Кыргызстана отвечает поэтапное формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы в регионе, в рамках организаций - Евразийское экономическое сообщество, Шанхайская организация сотрудничества и Организация экономического сотрудничества.
Кыргызская Республика придерживается основных принципов международного экономического сотрудничества, заложенных в Хартии экономических прав и обязанностей государств-членов Организации Объединенных Наций, других общепризнанных норм международного права, выступает за активное приобщение к мировой и региональным валютным системам.
Проблемы внешнего долга, его реструктуризация, полное или частичное списание имеют большое значение в международной активности республики. Механизм обмена внешнего долга на устойчивое развитие является одним из действенных инструментов снижения внешней задолженности.
Программы и проекты внешнеэкономической деятельности не должны наносить ущерб безопасности страны.
Кыргызстан развивает транзитный потенциал в глобальных и региональных потоках Запад-Восток, Север-Юг как авиакарго-терминал Евразии и центр экспорта, реэкспорта товаров, стремится получить статус "свободной страны" с рыночной экономикой в международных рейтингах.
Для преодоления внутриконтинентальной изолированности важно развитие торговли и предоставление услуг через Интернет.
Членство во Всемирной торговой организации является важным потенциалом и механизмом реализации национальных интересов.
Кыргызстан продвигает себя как туристически и рекреационно-привлекательную страну для всего региона и придает большое значение ускоренному развитию и использованию телекоммуникаций. Богатое культурное наследие народа Кыргызстана должно быть активно включено в развитие туризма, в процесс вовлечения инвестиций в туристическую отрасль.
Столица Кыргызстана - город Бишкек развивается как один из международных банковских и финансовых центров.
Достижение более дифференцированной и благоприятствующей визовой и миграционной политики является важным внешнеполитическим резервом. Введение институтов двойного и упрощенного гражданства - значимый фактор развития экспорта труда.
3. Содействие укреплению положительного имиджа Кыргызстана на международной арене
Кыргызстан позиционирует себя как правовое демократическое государство и использует все возможности для обеспечения своего позитивного имиджа и дружественного отношения со стороны мировой общественности и политических кругов.
Важнейшим направлением внешней политики является защита прав, интересов и достоинства граждан Кыргызстана за рубежом, а также содействие в создании благоприятных условий пребывания и транзита иностранных граждан.
Позитивным ресурсом укрепления внешней политики страны служат ее этническое разнообразие, межэтническое и межконфессиональное согласие. Наличие этнических сообществ и их связи с исторической родиной являются дополнительной инвестиционной площадкой.
Содействие развитию трехъязычиякыргызского, русского и английского - важный фактор успешной интеграции кыргызских граждан в международное сообщество.
Кыргызстан стремится стать страной, удобной для расположения международных организаций, проведения международных и региональных форумов, а также региональным культурно-образовательным центром. Использование национальных брэндов: Иссык-Куль, Ч.Айтматов, эпос "Манас", "Великий Шелковый путь" и других, является одним из факторов повышения узнаваемости Кыргызстана в мировом сообществе.
4. Основы системы внешней политики
Основу системы внешней политики и реализации ее принципов составляют Конституция и законодательство Кыргызской Республики во взаимосвязи с нормами международного права.
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в рамках своих конституционных полномочий осуществляет международно-правовое обеспечение внешнеполитического курса и межпарламентских связей, выполнение международных обязательств Кыргызской Республикой. Согласованные действия органов исполнительной и законодательной ветвей власти обеспечивают соблюдение принципа единства внешней политики. Координацию работы министерств и ведомств от имени Правительства Кыргызской Республики обеспечивает Министерство иностранных дел Кыргызской Республики.
С официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики Кыргызской Республики выступают Президент, Премьер-министр и министр иностранных дел Кыргызской Республики, а другие официальные лица исполнительной власти - лишь по их соответствующему поручению и согласованию.
Органы местной государственной власти и местного самоуправления осуществляют внешние экономические, общественные и культурные связи в рамках делегированных полномочий.
Бизнес-структуры признаются субъектами внешнеэкономической деятельности в рамках существующего законодательства.
При подготовке важных решений в сфере внешней политики государства мнение гражданского общества учитывается через механизм Общественного совета по внешней политике при Министерстве иностранных дел Кыргызской Республики и иные формы взаимодействия.
Настоящая Концепция подлежит пересмотру по мере изменений внутренних или внешних условий.

Министерство иностранных дел Кыргызской Республики

Кыргыздипсервис

(с) 2008 гг.

Hosted by uCoz